ПЕРСОНАЖИ
і у вернеш піка
В респектабельных семьях из рук няни дети перехо-
дили на попечение воспитателей, которые жили в се-
мьях своих питомцев. Воспитатели, бонны или гувер-
нантки занимали малоприятное двойственное положе-
Система образования в Викторианскую эпоху зиждилась на установленных
веками устоях и четком распределении функции по гендерному признаку,
то есть разделении между мужчинами и женщинами. Детей долгое время
обучали в лоне семьи, но государство не признавало такое образование ком-
петентным. В результате среди профессионально подготовленных людей
того времени особую значимость обрели гувернеры и
1
увернантки, кото-
рые передавали детям необходимые академические знания, хотя ответствен-
ность за соблюдение норм в образовании по-прежнему несли родители.
ние — ни прислуга, ни член семьи. Гувернантки зани-
В Великобритании в конце X IX века в
молу вошел тартан, ткань с клетчатым
орнаментом, образованным переплете-
нием нитей, заранее окрашенных в раз-
ные цвета. Такая расцветка символи-
зировала опредыенный шопыандский
клан, местность или организацию.
Дело в том. что королева Викто-
рия и ее супруг Альберт построи-
ли в Шотландии замок Балмо-
рал. свою летнюю резиденцию,
где проводи.\и три-четыре месяца
в году, и историки усматрива-
ют в этом факте объяснение
повышенного интереса к этой
части королевства.
В конце X IX века воспитание чужих детей было одним из немногих заня-
тий, которому могла посвятить себя девушка, вынужденная зара-
батывать на жизнь. В те времена к работающим женщинам
в обществе относились предосудительно, поэтому многие
девушки оказывались в действительно сложном положе-
нии, если находились без средств к существованию, к
примеру, оставаясь сиротами. Учитывая, что женщины
в то время были лишены возможности получить обра-
зование, гувернантки готовилась к исполнению своих
профессиональных обязанностей самостоятельно. Это
означало, что далеко не все имели доступ к это-
му занятию. Основная часть гувернанток про-
исходила из семей среднего класса, в част-
ности, из семей учителей. Однако в даль-
нейшем была введена система специаль-
ной подготовки воспитателей и учите-
лей, что заметно повысило их статут в
обществе и позволило в должной сте-
пени оценить их скромный труд. Да и
сами воспитатели перестали усматри-
вать в нем лишь способ выживания и
замкнутою существования.
В престижных викторианских домах
у детей имелись специально отве-
денное место для учебы и библи-
отека. Здесь и давали уроки
домашние учителя: они обу-
чали французскому и другим
иностранным языкам, калли-
графии, рисунку, музыке, руко-
делию и домашнему хозяйству. Кроме того, в
их компетенцию входило обучение правилам
поведения и манерам, хотя их, как правило,
прививали своим детям матери семейств.
Гувернантка устанавливала дисциплинар-
ные нормы, порой чрезмерно строгое, если
того требовали родители. Она находи-
лась с воспитанницами с утра до вечера,
поэтому ее влияние на формирование
характера девочек было достаточно
ощутимым. Успех образовательного
процесса зависел и от того, насколь-
ко душевно складывались отноше-
ния между воспитательницами и их
подопечными.
мались только воспитанием девочек, мальчики нахо-
дились под опекой воспитателей, или гувернеров.
Лишь в середине XIX столетия мальчишек
стали отправлять на обучение в колледжи,
которые продолжительное время остава-
лись исключительно мужскими, поэтому
девочки еще долго воспитывались в стенах
родного дома.
П Ы Ш Н Ы Е РУ К А ВА
Малообеспеченные девушки, чтобы не
отставать от моды, периодически пе-
решивали рукава на старых блузках и
жакетах. Остальная часть одежды
сохраняла при этом прежний вид.
ВЫ Ш И ВК А И К РУ Ж Е В А
Бедные гувернантки могли по-
зволить единственную роскошь
в своем простом одеянии
кружева или швейцарскую вы-
шивку. Кружева и фрагменты
вышивки пришивали в виде ап-
пликаций к манишке, рукавам и
воротнику.
П Е С Т Р О Т К А Н Ы Й Т А Р Т А Н
92
предыдущая страница 9 Дом Мечты №008 2011 читать онлайн следующая страница 11 Дом Мечты №008 2011 читать онлайн Домой Выключить/включить текст